Закон «О полиции»: сущность и дискуссионные вопросы

Федеральный закон «О полиции» был принят в 2011 году в качестве замены действующего до того времени нормативного акта «О милиции», существовавшего с 1991 года. Первым, кто внес предложение о подобной реформе, стал Д.А. Медведев. Когда же проект был выложен на официальном ресурсе, он собрал более 25 000 отзывов. Группа по анализу подобных данных учла критику и правки из оставленных комментариев при финальной верстке закона.

В 2010 году поступило предложение от президента по смене наименования структуры с «милиция» на «полиция». Аргументация состояла в том, что понятие «полиция» ― прямая отсылка к высокому уровню профессионализма и качеству исполняемых должностных обязанностей. Однако, более половины опрошенных отнеслись к этому безразлично, 30% считали такой законопроект нецелесообразным и лишь 10,5% отреагировали позитивно.

федеральный закон о полиции

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Федерального закона «О полиции»

После революции 1917 года царская полиция прекратила свое существование, а на ее место пришла «народная милиция». Тогда основными нормативными актами для организации милицейской работы были закон «Об утверждении милиции» и Временное положение «О милиции». В октябре 1917 выборной политорганизацией того времени утверждается декрет «О рабочей милиции». Он становится регламентированным подспорьем для советских законодательных структур, но сменяется в 1920 году на положение «О рабоче-крестьянской милиции». Вплоть до 1991 года данная структура работала и развивалась, создавая подразделения по разным сферам жизни.

После распада СССР и подписания закона о смене названии страны, милиция РФ стала работать под юрисдикцией МВД. С середины апреля 91 начал действовать временный закон РСФСР «О милиции», в соответствии с которым структура разделилась на две ветви:

Занимающуюся уголовным розыском, экономическими махинациями, незаконным оборотом наркотиков, экстремизмом и прочими тяжкими правонарушениями;
Следящую за общественной безопасностью (участковые, дежурные и т.д.).
В 1993, с принятием Конституции, закон перестал быть временным. Он действовал до 2010, вплоть до момента, когда Д.А. Медведевым был поставлен вопрос о введении законопроекта «О полиции», в дальнейшем принятый в 2011 году. В нем идет речь о смене «милиции» на «полицию», определении прав и обязанностей полицейских, их роли, статуса и системе отношений с обществом.

СУТЬ ЗАКОНА НА ДАННЫЙ МОМЕНТ

Исходя из 1й главы ФЗ «О полиции», можно сделать выводы, что основная цель полицейских — защита прав и свобод, здоровья и жизни граждан государства. Основной их функцией является поддержание безопасности, общественного спокойствия, поимка и наказание нарушителей. Также работа нацелена на протекцию общества в целом и каждого его члена, исправление злостных нарушителей правопорядка, розыск опасных лиц и контроль соблюдения гражданами принятых законодательных норм.

Далее в акте обозначается законодательная основа полицейской работы. Так, дается перечень регламентированных актов, среди которых Конституция, отечественные нормативно-правовые акты и некоторые законодательные проекты федерального уровня.

Исходя из ст. 13 ФЗ «О полиции», главные права полицейских служащих проявляются в том, чтобы:

  1. Взывать к прекращению нарушения правопорядок любым, кто совершает подобные неправомерные действия;
  2. проверять удостоверения личности граждан, в случаях, когда появляется подозрение, что именно это лицо связано с противоправными действиями;
  3. требовать явиться в отделение лицам, являющимся участниками процесса расследования, или доставлять их самолично;
  4. требовать покинуть место, где было совершено противоправное действие, сторонних лиц;
  5. исполнять свои непосредственные обязанности: составлять протоколы, собирать доказательства, и т.д.;

Исходя из 20 статьи закона «О полиции», служащий полиции имеет право применить меры физического воздействия только в крайнем случае. При этом у него должны иметься некоторые средства, которыми он имеет право влиять на правонарушителя. Каждый служащий должен быть проинформирован и иметь подготовку по владению предметами самозащиты. Также полицейский должен иметь подтверждение профессиональной годности по факту проверки.

Обратите внимание: полицейский работник не несет ответственность за причиненные увечья определенным лицам в ходе проведения операции. Однако, превышение допустимого уровня воздействия влечет за собой уголовную ответственность.

Сотрудник полиции, находящийся при исполнении, обязан всегда при себе иметь удостоверение, жетон, отличающую нашивку или знак, форму, а также оружие.

Важный факт: все служащие полиции обязаны сдать отпечатки пальцев.

Согласно ст. 23 закона о полиции, полицейские имеют право использовать огнестрельное оружие в крайних случаях. Границы допустимого в этом случае очень жестко регламентируются. Использование оружия является способом воздействия на правонарушителей и имеет следующие признаки:

  1. применение огнестрельного оружия чревато смертью;
  2. ряд ситуаций, в которых возможно использование огнестрельное оружие, зафиксирован законом;
  3. за превышение полномочий в процессе использования огнестрельного оружия виновному грозит серьезная уголовная ответственность.

ст 23 закона о полиции

Также, согласно ст. 23, сотрудник имеет право применять оружие в следующих случаях:

  1. при прямой угрозе безопасности, здоровью и жизни себе или окружающих;
  2. при попытке правонарушителя добраться до оружия или полицейского транспорта;
  3. во время операции по освобождению пленных;
  4. при поимке лица, которое вооружено или оказывает вооруженное сопротивление, а также того, кто отказывается сдать имеющееся у него оружие;
  5. для самозащиты во время групповой атаки на постройки и сооружения государственных органов;
  6. для устранения попыток бегства с мест лишения свободы или из-под конвоя полицейских подозреваемых в тяжких преступлениях лиц.

Статьей 24 нормативного акта регламентируются гарантии сохранности статуса полицейского и его звания при использовании оружия:

  1. если работник полиции находится в обстоятельствах, при которых использование огнестрельного оружия неизбежно, он вправе его применить;
  2. если нарушитель приближается к служащему полиции ближе, чем на указанное им расстояние, а также пытается получить доступ к оружию, полицейский вправе его использовать.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ, ОХРАНЯЮЩИЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Полиция, наряду с внутренними войсками, ― часть МВД. Главная задача полиции ― контроль соблюдения правопорядка и пресечение правонарушений.

Также, пользуясь предоставленными правами, контроль внутреннего правопорядка осуществляет Росгвардия. Это подразделение МВД, целью которого является пресечение конфликтов с населением любыми методами.

Так, в распоряжении Росгвардии находится даже военизированная техника, в отличие от полиции. В составе Росгвардии − внутренние войска РФ, отряды быстрого реагирования, ОМОН. Основными задачами Росгвардии являются подавление мятежей, бунтов, нейтрализация экстремизма и терроризма. Суммарная численность служащих насчитывает более 900 тыс. человек.

Существенные отличия органов МВД от ФСБ проявляются в следующем:

  1. численность. МВД ― 900 тыс. человек, ФСБ ― 350 тыс. человек;
  2. функции. МВД ― локальна борьба с нарушителями, ФСБ ― борьба с нарушителями государственного масштаба;
  3. полномочия. МВД ― подконтрольная структура, ФСБ практически не отчитывается перед правительственными органами. ФСБ самодостаточнее МВД;
  4. МВД ― трансформация российской крестьянской полиции, ФСБ ― трансформация КГБ.

 

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ В ЗАКОНЕ О ПОЛИЦИИ

На данный момент респонденты видят в законопроекте больше плюсов, чем минусов.

Так, законопроект признается хорошо проработанным. Также немаловажно, что он − прямой. То есть, благодаря серьезной доработке он, по сравнению с предыдущим, не содержит множества отсылок к другим нормативным актам.

Более того, респондентами подчеркивается, что в ФЗ «О полиции» четко конкретизировано положение работника МВД в государстве.

Однако спорным остается вопрос о правах и обязанностях полицейских, т.к. список последних значительно вырос, по сравнению с предыдущим законом.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН В 2017 ГОДУ

В 2015 году депутаты предлагали расширить полномочия полицейских, наделив их правом применять оружие во всех, без исключений, чрезвычайных ситуациях, а также иметь доступ на частную территорию и пользоваться частным транспортом. Однако, поправку не приняли.

закон о полиции

В 2017 обсуждался вопрос о запрете высокопоставленным полицейским иметь второе гражданство, вид на жительство в другом государстве и просто выезжать за границу. Часть депутатов настаивала на внесении корректировок в закон «О полиции» и в закон «О порядке въезда и выезда из РФ». Положительная реакция последовала на тезис о запрете второго гражданства и имения вида на жительство. Данная поправка, возможно, будет учена в следующей редакции. А вот на запрет выезда реакция крайне неоднозначная. Тем не менее, хоть депутатами и уточнялось, что это − непостоянное условие, т.к. российские полицейские, в связи с политической ситуацией в мире, могут стать провокаторами экстремизма, поправка была отвергнута. Также без ответа остался вопрос о сроке невыезда. Имеет ли силу такой запрет только в период действия контракта или, однажды начав служить в полиции, навсегда лишаешься права выезда за границу? Не пояснили.

Таким образом, за время действия закона произошло больше положительных, чем негативных моментов. Была разделена ответственность, решены вопросы со многими спорными деталями относительно возможностей полицейских. Позиция российских полицейских в обществе укрепилась, а их полномочия стали более четкими и прозрачными.

Несмотря на детальную проработку закона, он требует совершенствования.

Дискуссионные вопросы определяют тенденцию развития законопроекта на ближайшие несколько лет. Предположительно, законодателями будут, в первую очередь, разрешаться спорные вопросы о въезде и выезде полицейских, т.к. одна предположительная поправка вызвала как негативные, так и позитивные отзывы, что является предметом многих споров и разногласий. А на длительную перспективу остается тезис об обязанностях и правах полицейских, их дополнении или сокращении, вопрос о необходимости и уместности применении оружия.

Текст закона можно почитать здесь

Информация о статье
Закон "О полиции": сущность и дискуссионные вопросы
Название статьи
Закон "О полиции": сущность и дискуссионные вопросы
Краткое описание
Доблестная милиция нас бережет. Фраза в таком контексте была актуальна до 2011 года - года принятия закона "О полиции". Вступлением его в силу повлекло существенные изменения, о которых нужно знать.
Автор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × один =