Авторское право на материалы в социальных сетях: есть ли оно?

Для современного общества, где благодаря сети Интернет все принадлежит всем, вопрос авторского права является очень щекотливым. Нередко можно услышать заявление, что социальные сети торгуют материалами своих пользователей. Особенно часто такая ситуация касается фотографий. Однако, прежде чем верить подобным заявлениям, стоит разобраться, действительно ли социальные сети занимаются подобной деятельностью и имеет ли место быть нарушение закона об авторском праве в мировом масштабе?

Предмет авторского права

В соответствии с Гражданским кодексом авторское право распространяется на литературные и музыкальные произведения, аудио- и видеозаписи, а также фотографии и рисунки. К ним также относятся различные достижения науки и техники, разработанные человеком, включая один из самых распространенных видов контента сети Интернет – рецепты приготовления различных блюд.

авторское право в социальных сетях

Нарушение авторского права

Авторское право нарушается повсеместно – это действительно так. Загрузив на свой компьютер запись выступления любимого артиста эстрады или скачав любимый фильм, любой человек автоматически становится нарушителем. Даже посмотрев в Интернете чей-то кулинарный блог и решив приготовить блюдо по данным в нему советам, ничего не подозревающая хозяйка уже станет нарушителем авторского права.

Причина тому – отсутствие письменного разрешения владельца рецептуры блюда, режиссера фильма или продюсера на использование предоставленного ими материала конкретным человеком. Осуществить такую процедуру для всех пользователей Всемирной паутины невозможно, а доказать факт нарушения авторского права – весьма сложно. Многочисленные файлообменники (торрент-трекеры) и постоянно пытающаяся догнать их законодательная система любой страны является самым ярким тому подтверждением. Получить фактические доказательства возможности скачать с подобного ресурса какой-то файл равнозначно самому стать соучастником незаконного распространения интеллектуальной собственности.

Социальные сети и авторское право

Загружая в любимую соцсеть фотографию или песню собственного сочинения, пользователь не передает свои права на владение и использование этого материала владельцам сайта. А значит торговать социальная сеть выложенными фотографиями и прочим контентом не может.

Вторая причина, почему социальные сети не занимаются такой деятельностью, это отсутствие материалов нужного для продажи качества. Чаще всего на пользовательских фотографиях изображены дорогие конкретному человеку моменты его жизни и качество их запечатления оставляет желать лучшего. Фотографии уровня достойного глянцевых журналов продаются больше самими фотографами, занимающимися этой деятельностью профессионально, а не на любительском уровне.

И третья причина – это конкуренция. Распространение материалов пользователей открытым способом приводит к огромной конкуренции и потери социальными сетями своей прибыли. Самый яркий тому пример – недавняя история приложения известного российского поисковика. Концепция данного приложения состояла в том, что пользователь по запросу мог получить ответ благодаря одной зарубежной социальной сети и связанному с ней фотохостингу. Буквально через несколько часов после появления этой программы в интернет-магазинах приложений для смартфонов социальная сеть заблокировала доступ к своим материалам через нее. Произошло это, конечно, не по причине защиты материалов пользователей от несанкционированного доступа и не с целью избежать распространения этих фотографий. Объяснение этому лежит в том, что поисковик через приложение избавлял пользователей сети Интернет от необходимости заходить и регистрироваться в данной социальной сети, что естественно стало бы причиной снижения прибыли данного ресурса.

Исходя из всего этого, можно с уверенностью утверждать, что социальные сети не занимаются торговлей материалами своих пользователей потому, что законодательно не могут и по экономическим соображениям не хотят этого делать.

.

Информация о статье
Авторское право на материалы в социальных сетях: есть ли оно?
Название статьи
Авторское право на материалы в социальных сетях: есть ли оно?
Краткое описание
Мы загружаем в социальные сети сотни и тысячи фотографий, а потом встречаем их на просторах Интернета. Получается, что социальные сети торгуют нашими воспоминаниями и нашим творчеством? Распространяется ли авторское право на материалы в соцсетях?
Автор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =